Маневры при преодолении кочек.
Модераторы: Black, Boris Leibman, genkor
Маневры при преодолении кочек.
Вот, машинка в починке, а я во всю грущу, и по этому поводу решил написать короткий очерк о моих любимых, приемах преодоления.
Наверняка, некоторые «правила» будут для некоторых спорными. Не оспариваю, но все же моя система явно работает, а другие варианты всегда будут иметь право на жизнь.
О чем речь? Вот пример: лезу я на кочку и конкретное препятствие требует от меня повернуть машину практически на месте. Вроде все просто – назад, вперед, еще раз назад и мы на траектории. Но не все так радужно. Пока я не выучил несколько правил, порвал множество колес и не раз попадал в проблемные ситуации. В результате предлагаю набор простейших правил по маневрированию на кочке:
1. Ни когда не выкручиваем руль до конца: наши полуоси всегда были слабым местом и нагрузка на них растет пропорционально повороту руля. Полный поворот руля – это для асфальта. На кочках, руль стараемся крутить как можно меньше, это и колеса сбережет и меньше шансов разбортироваться и полуоси будут целее (хотя и не всегда).
2. При движении задом, руль держим прямо. Тут объяснять долго, но в вкратце, руль перемещает переднюю часть машины. Двигаясь задом, особенно когда машина стоит «носом вверх», мы почти не загружаем передние колеса и машина вместо поворота, просто проскальзывает носом по грунту, причем при этом можно пробить боковину колеса и даже разбортироваться. Кроме того, даже с направляющим, четко понять, куда приедет «хвост» при движении назад с повернутым рулем, довольно сложно, так что лучше просто «руль прямо» и назад, а поворот руля выполнять только вперед. Конечно у этого правила, как и у любого, есть исключения, и конкретно у этого, исключений больше, но в целом, я стараюсь назад ехать только прямо.
3. Руль нужно поворачивать ровно на столько, на сколько это позволяет поверхность: на скользкой, или рыхлой поверхности, трение слабое, да и перед у нас нагружен не сильно. В результате, сильно повернутый руль вполне может привести к скольжению передних колес. Причем поскользнуться они по линии наименьшего сопротивления, а это перпендикулярно направлению передних колес. Выходит, что если передок скользит, машина едет ровно в обратном от правильного направления. Самое простое – повернуть руль в сторону выпрямления и колеса снова «схватятся». Все вроде тривиально, но вот вам пища для размышления: в движении по рыхлому грунту в верх (дардерет), я через раз вижу на видео и вживую, что, как только машину сносит с траектории, водитель ожесточенно крутит руль в сторону выпрямления. Машину продолжает сносить и водитель еще докручивает руль. В результате, в лучшем случае, водитель останавливается, так как рискует встать поперек склона, а вот в худшем, на очередном прыжке, машина вдруг хватается колесами и резко поворачивает в другую сторону. Чтобы не попасть в эту ситуацию, руль поворачиваем совсем немного и ждем – на рыхлом грунте джип, как корабль, поворачивает не сразу и непредсказуемо, но в опытных руках, все корабли швартуются четко.
Наверняка, некоторые «правила» будут для некоторых спорными. Не оспариваю, но все же моя система явно работает, а другие варианты всегда будут иметь право на жизнь.
О чем речь? Вот пример: лезу я на кочку и конкретное препятствие требует от меня повернуть машину практически на месте. Вроде все просто – назад, вперед, еще раз назад и мы на траектории. Но не все так радужно. Пока я не выучил несколько правил, порвал множество колес и не раз попадал в проблемные ситуации. В результате предлагаю набор простейших правил по маневрированию на кочке:
1. Ни когда не выкручиваем руль до конца: наши полуоси всегда были слабым местом и нагрузка на них растет пропорционально повороту руля. Полный поворот руля – это для асфальта. На кочках, руль стараемся крутить как можно меньше, это и колеса сбережет и меньше шансов разбортироваться и полуоси будут целее (хотя и не всегда).
2. При движении задом, руль держим прямо. Тут объяснять долго, но в вкратце, руль перемещает переднюю часть машины. Двигаясь задом, особенно когда машина стоит «носом вверх», мы почти не загружаем передние колеса и машина вместо поворота, просто проскальзывает носом по грунту, причем при этом можно пробить боковину колеса и даже разбортироваться. Кроме того, даже с направляющим, четко понять, куда приедет «хвост» при движении назад с повернутым рулем, довольно сложно, так что лучше просто «руль прямо» и назад, а поворот руля выполнять только вперед. Конечно у этого правила, как и у любого, есть исключения, и конкретно у этого, исключений больше, но в целом, я стараюсь назад ехать только прямо.
3. Руль нужно поворачивать ровно на столько, на сколько это позволяет поверхность: на скользкой, или рыхлой поверхности, трение слабое, да и перед у нас нагружен не сильно. В результате, сильно повернутый руль вполне может привести к скольжению передних колес. Причем поскользнуться они по линии наименьшего сопротивления, а это перпендикулярно направлению передних колес. Выходит, что если передок скользит, машина едет ровно в обратном от правильного направления. Самое простое – повернуть руль в сторону выпрямления и колеса снова «схватятся». Все вроде тривиально, но вот вам пища для размышления: в движении по рыхлому грунту в верх (дардерет), я через раз вижу на видео и вживую, что, как только машину сносит с траектории, водитель ожесточенно крутит руль в сторону выпрямления. Машину продолжает сносить и водитель еще докручивает руль. В результате, в лучшем случае, водитель останавливается, так как рискует встать поперек склона, а вот в худшем, на очередном прыжке, машина вдруг хватается колесами и резко поворачивает в другую сторону. Чтобы не попасть в эту ситуацию, руль поворачиваем совсем немного и ждем – на рыхлом грунте джип, как корабль, поворачивает не сразу и непредсказуемо, но в опытных руках, все корабли швартуются четко.