Задача про Тucson.

От названий местности до приёмов преодоления.
Вспомогательные устройства и их применения. Учимся сами, делимся опытом с другими.

Модераторы: Black, Boris Leibman, genkor

Lew
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 5:45
Откуда: lдер. Ивановское

Задача про Тucson.

Непрочитанное сообщение Lew »

Недавно наблюдал картину, как одна маленькая, но очень гордая тетенька на хенде Туксоне, безнадежно встряв в огромной пробке, не пожелала как все законопослушные водители мирно стоять в течении часа и решила перемахнуть через разделительную полосу и уехать на волю в обратном направлении.
Надо отметить, что разделительная была не в виде обычных двух широких белых полосок, нанесенных на асфальте и разделяющих встречные потоки. Это была настоящая, конкретная разделительная, рубеж, представляющий собой два бортика высотой 160 мм каждый и находящихся на расстоянии 1940 мм по внешнему краю друг от друга (я не поленился все точно замерить рулеткой). А между ними была насыпана земля и посеян газон.
Осторожная тетенька пошла в атаку на этот редут медленно и под углом примерно 45 градусов. Переехав через препятствие, передние колеса машины опустились на сухой чистый асфальт по одну сторону разделительной (на встречке), в то время как задние колеса еще находились с другой стороны. В результате заднее левое колесо уперлось в бордюр, а заднее правое взмыло в воздух. То есть возникло классическое диагональное вывешивание. Затем одно из передних колес забуксовало на асфальте, заднее правое весело крутилось в воздухе, а другое заднее грустно стояло на месте, на чем поступательное движение машины закончилось.
Тетенька дала задний ход, передние колеса заскочили на газон, заднее опустилось на асфальт. Затем она снова попыталась ехать вперед, но возникла точно такая же ситуация – одно из передних колес буксует, правое заднее в воздухе, левое задумчиво нюхает бортик.
Тетенька сделала третью попытку медленно перевалить через бортики, но все повторилось.
Затем отчаянная тетенька с криком «Русские не сдаются!» откатившись подальше назад, вдавила педаль в пол и ходом, словно лань, перескочила препятствие, даже не чиркнув днищем.
Отсюда я сделал вывод, что у Туксона неплохая потенциальная проходимость для паркетника и что его межосевая многодисковая муфта может «держать» приличный по величине момент.
И еще я подумал: вот неплохая теоретическая задача для тех, кто не ленится на досуге размять мозги и решил задать вам несколько вопросов на сообразительность и знание матчасти.
1. Какое из передних колес буксовало и почему именно оно, а не другое?
2. В какой примерной пропорции распределялся крутящий момент между передними колесами?
3. В какой примерной пропорции распределялся крутящий момент между задними колесами?
4. В какой примерной пропорции распределялся крутящий момент между передней и задней осями?
5. Смогла бы переехать данное препятствие такая же машина с межосевым неблокируемым дифференциалом?
6. Почему несмотря на отсутствие межколесных блокировок Туксон все-таки смог выйти из диагонального вывешивания (когда сдавал назад и передние колеса смогли перескочить через борт).
Дружно думаем :?: :mad: :beer:
Последний раз редактировалось Lew Вт окт 06, 2009 7:41, всего редактировалось 1 раз.
Leon

Непрочитанное сообщение Leon »

пошли бы вы в сторону темы про блокировки :yes: а то весь форум уже пестрит вашими теоретичискими тезами :lol: по мне лучше встретиться на шэтахе и проверить всю теорию на практике :D :beer:

п.с а Тусон не плохо едет с небольшой помощью залез на Вардит :yes: а это само за себя говорит :thumbup:
Lew
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 5:45
Откуда: lдер. Ивановское

Непрочитанное сообщение Lew »

Если мои посты никому неинтересны - прошу модераторов снести их вместе с начатыми мной темами.

Без обид :beer:
Аватара пользователя
mishaw
бан
Сообщения: 2463
Зарегистрирован: Вт окт 30, 2007 21:54
Откуда: Rehovot, Israel

Непрочитанное сообщение mishaw »

Leon, Lew
Але, гараж, вы чего?!...
Леон, обрати внимание, что Lew не живет в Израиле. Следовательно встретиться на шетахе (на бездорожье) задача выполнимая, конечно, но не тривиальная. Также, что такое "Вардит" (непростой подъем, на который не каждый полноценный внедорожник заезжает) Lew тоже не знает.
Lew, инетерсны посты или нет... Лично мне интересно. То, что не реагирую - так мне практически нечего сказать: я слишком слабо владею предметом. Думаю, я не один такой.
Всем :beer:
Истина стучится в дверь, а ты говоришь: "Пошла прочь, я
ищу истину". И она уходит. Непонятно...
Аватара пользователя
ika
Сообщения: 755
Зарегистрирован: Ср окт 31, 2007 21:51
Откуда: Реховот

Непрочитанное сообщение ika »

А что такое Вардит можно посмотреть здесь: http://www1.4x4israel.com/site/default. ... 0&wordid=2 :beer:
You are your own limit.
Аватара пользователя
Strannik
Основатель форума Сусанин
Сообщения: 27208
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 14:38

Непрочитанное сообщение Strannik »

Lew Попытался ответить, но вроде как в твоей задаче получается несастыковочка (если я не торможу)
Если
Lew писал(а): ... заднее левое колесо уперлось в бордюр
То как же
Lew писал(а): ... заднее левое весело крутилось в воздухе
Lew писал(а):Если мои посты никому неинтересны - прошу модераторов снести их вместе с начатыми мной темами.
Интересны они или нет, ты сам увидешь и решишь для себя :beer:
Leon писал(а):п.с а Тусон не плохо едет с небольшой помощью залез на Вардит а это само за себя говорит
А что значит небольшая помощь?
Зная немножко тусон, и хорошо вардит, думаю, что они не совместимы уже с первой ступеньки, если конечно не снести к вардиту камни со всей округи.
Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу куда идти
____________________________________________
LR Defender 110 TDI300
Leon

Непрочитанное сообщение Leon »

Strannik писал(а):А что значит небольшая помощь?
передние колёса он сам на ступеньку закинул :yes: а потом на галстуке :lol:
Leon

Непрочитанное сообщение Leon »

Lew
не прими это как проявление неуважения к твоим постам всё наоборот :yes: просто про эти блокоровки здесь на форуме сломали не одну пару копий а к общему мнению так и не пришли :( вот я и предлагаю продолжить теоретический турнир в теме про блокировки а я с удовольствием там за дебатами и послежу :D
п.с извини за вардит :yes: не посмотрел что ты не из наших краёв :shuffle: :beer:
Аватара пользователя
Strannik
Основатель форума Сусанин
Сообщения: 27208
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 14:38

Непрочитанное сообщение Strannik »

Leon писал(а):передние колёса он сам на ступеньку :yes: закинул а потом на галстуке :lol:
:thumbup:

P.S. Отсюда сразу в тему о защите на тусон, т.е. какой толщины она должна быть :D
Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу куда идти
____________________________________________
LR Defender 110 TDI300
Lew
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 5:45
Откуда: lдер. Ивановское

Непрочитанное сообщение Lew »

Strannik писал(а):твоей задаче получается несастыковочка (
Спасибо за дельное замечание - опечатался :shock:
Заднее правое в воздухе.
Lew
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 5:45
Откуда: lдер. Ивановское

Непрочитанное сообщение Lew »

Задачу надо распутывать от центра. В Туксоне нет межосевого дифа, следовательно центр при полном приводе у него всегда блокирован. Это все рвно как вывесить в диагонале парт-тайм с двумя незаблокированными межколесными дифами.
Поскольку сзади одно колесо в воздухе - момент к нему прикладывается очень низкий, величина его определяется силой, необходимой на раскручивание колеса. Каждый наверное хоть раз крутил колесо, висящее в воздухе - боьшой силы не надо.
Задний межколесный диф малого трения выравнивает момент, сл-но к колесу, упирающимся в борт диф приложит почти такойже по величине Мк (чуть больший).
Таким образом на вопрос
3. В какой примерной пропорции распределялся крутящий момент между задними колесами?
я лично отвечаю: примерно 50% : 50%, а по величине около 1 кгм к каждому колесу.
А вот дальше сложнее :?:
В какой примерной пропорции распределялся крутящий момент между передней и задней осями?
Выше указано, что суммарный Мк на задней оси мал по величине. А колеса передней оси на асфальте, к тому же одно из них буксует.
Следовательно между пер. и задней осью Мк распределился примерно 99% : 1%, как-то так.
Короче, практически весь Мк распределился на переднюю ось машины и когда заднее колесо вывесилось, машина двигалась за счет силы тяги колес передней оси, фактически превратившись в переднеприводную. Но сила сопротивления движению стала выше (за счет силы сопротивления подъему), чем сила тяги по сцеплению пер-х колес, в рез-те одно из них забуксовало и машина не могла двигаться вперед.
Дальше размышляю:
1. Какое из передних колес буксовало и почему именно оно, а не другое?
На передней оси забуксует то колесо, у которого меньше по величине сила сцепления с дорогой.
Если правое заднее в воздухе, а левое заднее прижато к асфальту, то большая часть веса, приходящегося на переднюю ось приложится на пер. левое колесо. Следовательно забуксует пер. правое как менее нагруженное.
В данной ситуации так и было.
Ну а на остальные вопросы уже легко ответить :yes: :?:
Я же говорил: в данной ситуации интересно проанализировать расклад сил, действующих на автомобиль и понять суть происходящих процессов. ИМХО :)
Аватара пользователя
Strannik
Основатель форума Сусанин
Сообщения: 27208
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 14:38

Непрочитанное сообщение Strannik »

Lew писал(а):Если правое заднее в воздухе, а левое заднее прижато к асфальту, то большая часть веса, приходящегося на переднюю ось приложится на пер. левое колесо. Следовательно забуксует пер. правое.
По твоему описанию 100% диагоналка. Да и ты об этом сказал
Lew писал(а):То есть возникло классическое диагональное вывешивание.
И если уж левое заднее прижато к асфальту, то при диагональном вывешивание к асфальту будет прижато правое переднее.
Если к асфальту прижаты два левых колеса (как ты говоришь), то машина стоит с боковым уклоном, а это что то другое.
Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу куда идти
____________________________________________
LR Defender 110 TDI300
Аватара пользователя
mark4x4
Сообщения: 1302
Зарегистрирован: Пт мар 27, 2009 21:42

Непрочитанное сообщение mark4x4 »

всё берём туксон!!
Аватара пользователя
den20
Сообщения: 2372
Зарегистрирован: Сб июн 28, 2008 12:37
Откуда: Ашкелон

Непрочитанное сообщение den20 »

mark4x4 писал(а):туксон!!
Туксон не бери :no: :no: Тюсон бери...и не рыдай потом.
Lew
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 5:45
Откуда: lдер. Ивановское

Непрочитанное сообщение Lew »

Strannik писал(а):Если к асфальту прижаты два левых колеса (как ты говоришь), то машина стоит с боковым уклоном, а это что то другое.
Сам не пойму отчего так Тушкан раскорячился, специально долго «подвешивал» на столе дырокол с прямоугольной площадкой. Тут наверное сыграло роль то, что передние колеса были вывернуты налево, т.е. машина еще и завернуть пыталась.
Пытаюсь ответить на остальные вопросы.
2. В какой примерной пропорции распределялся крутящий момент между передними колесами?
Прямо пропорционально весу, приходящемуся на каждое колесо. К полуоси буксующего колеса прикладывался меньший крутящий момент, чем к полуоси небуксующего, т.е. пропорция почти равная, но из-за этого "почти" и буксовало только одно из колес.
5. Смогла бы переехать данное препятствие такая же машина с межосевым неблокируемым дифференциалом?
Вряд ли, только если с разгона, используя силу инерции.
6. Почему несмотря на отсутствие межколесных блокировок Туксон все-таки смог выйти из диагонального вывешивания (когда сдавал назад и передние колеса смогли перескочить через борт).
Поскольку у Туксона нет межосевого диф-ла, а передние колеса не потеряли контакт с дорогой, они в итоге развили достаточную по величине тяговую силу, чтобы переместить машину в обратном направлении.
А отважной тетеньке удалось перескочить через разделительную только с разгона, т.е. к суммарной тяге передних колес добавилась сила инерции, в результате саммарная составляющая сил, приводящих машину в движение стала больше по величине, чем суммарная составляющая сил сопротивления движению.
Ничего сложного – чистая физика :)
stingrey
Сообщения: 3755
Зарегистрирован: Ср янв 23, 2008 21:48

Непрочитанное сообщение stingrey »

ЛЬЮ с точки зрения физики-влияют ли обороты на момент ?
Аватара пользователя
Strannik
Основатель форума Сусанин
Сообщения: 27208
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 14:38

Непрочитанное сообщение Strannik »

Lew писал(а):Прямо пропорционально весу, приходящемуся на каждое колесо. К полуоси буксующего колеса прикладывался меньший крутящий момент, чем к полуоси небуксующего,
Lew, насколько я понимаю и если мы говорим о колёсах одной оси соединёных через диференциал, то момент приложеный к двум осям должен быть одинаков.
Кстати как подтверждение взял цитату из твоего обзора
А поскольку в конструкции дифференциала заложен принцип равного распределения момента между выходными валами, он, «ориентируясь» на колесо с меньшей силой сцепления, распределяет почти такой же по величине крутящий момент к полуоси колеса, имеющего большую по величине силу сцепления
Далее
5. Смогла бы переехать данное препятствие такая же машина с межосевым неблокируемым дифференциалом?
Lew писал(а):Вряд ли, только если с разгона, используя силу инерции.
Так и тусон проехал с разгона.
В чём раница?
Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу куда идти
____________________________________________
LR Defender 110 TDI300
Lew
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 5:45
Откуда: lдер. Ивановское

Непрочитанное сообщение Lew »

Strannik писал(а):[Lew, насколько я понимаю и если мы говорим о колёсах одной оси соединёных через диференциал, то момент приложеный к двум осям должен быть одинаков.
Я не зря пишу в скобках слово "почти". В природе нет абсолютной симметрии, это давно известно. Даже диф-л малого трения имеет Кб, допустим 1,05. Также примем, что для проворота на асфальте колеса под весом 500 кг нужно приложить к нему силу 500 х 0,8 = 400 кг. Для того, чтобы развить такую силу колесом радиус кот. (допустим) 0,37м, нужно к полуоси приложить Мк=0,37 х 400 = 148 кгм.
Следовательно, к "неподвижному" колесу будет распределен Мк = 148 х 1,05 = 155,4 кгм. То есть на 7,4 кгм боьше, чем на буксующее колесо.
Так и тусон проехал с разгона.
В чём раница?
Если бы у Тусона был межосевой диф малого трения и он вывесился, он бы не смог сдвинуться, т.к. суммарный Мк на всех 4-х колесах был бы равен Мк на висящем колесе х 4.
А у Тусона центр блокирован, т.е. колеса передней оси смогли развить максимальную силу тяги по условиям сцепления.
Объяснял упрощенно :beer:
Аватара пользователя
Strannik
Основатель форума Сусанин
Сообщения: 27208
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 14:38

Непрочитанное сообщение Strannik »

Lew писал(а):Я не зря пишу в скобках слово "почти".
Извини, не обратил внимание.
И всё же я бы почти убрал, даже если оно со скобками.
Во первых сбивает с толку, а во вторых при практическом расмотрении данной задачи силой трения пренебригают.
Lew писал(а):Если бы у Тусона был межосевой диф малого трения и он вывесился, он бы не смог сдвинуться ...
Это понятно, но ты написал с разгона, а значит тётичка встала всеми 4 колёсами на асфальт и даванула на газ.
С вывеса разгон вряд ли получится.
Отсюда и родился мой вопрос. :beer:
Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу куда идти
____________________________________________
LR Defender 110 TDI300
vatson
Сообщения: 46
Зарегистрирован: Вс сен 27, 2009 13:54

Непрочитанное сообщение vatson »

Как владелец Тушкана хочу сказать,что машина очень приятно удивляла меня на шетахе. Один раз внезапно дорога закончилсь где то в лесах под Бейт-Шемешом и начались просто камни,притом не маленького размера и с расщеленами. К моему большому удивлению мы умудрились оттуда выбраться. В некоторые моменты машина накреняляст настолько,что я даже не мог открыть дверь,чтоб посмотреть что происходит,поскольку она упералась в землю. Так что для паркетника Тушкан очень серёзная машинка
Аватара пользователя
Strannik
Основатель форума Сусанин
Сообщения: 27208
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 14:38

Непрочитанное сообщение Strannik »

vatson писал(а):Так что для паркетника Тушкан очень серёзная машинка
Согласен на все 100 :thumbup:
И всё же это паркеник 8)
Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу куда идти
____________________________________________
LR Defender 110 TDI300
stingrey
Сообщения: 3755
Зарегистрирован: Ср янв 23, 2008 21:48

Непрочитанное сообщение stingrey »

по настоящему определить возможности своего проходимца можно к примеру на тель барухе в ближ.пятницу к примеру :shuffle:
vatson
Сообщения: 46
Зарегистрирован: Вс сен 27, 2009 13:54

Непрочитанное сообщение vatson »

На песок я с ним ещё не вылезал. Во первых страшно,а во вторых лень колёса спускать :lol:
Аватара пользователя
Strannik
Основатель форума Сусанин
Сообщения: 27208
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 14:38

Непрочитанное сообщение Strannik »

На песке тусон красавчик.
Покатался рядом с ним на дюнах в иордании.
Ну а колёсики на дюнах полюбому спускать надо.
Кстати какой у тебя размерчик колёс?
Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу куда идти
____________________________________________
LR Defender 110 TDI300
vatson
Сообщения: 46
Зарегистрирован: Вс сен 27, 2009 13:54

Непрочитанное сообщение vatson »

Strannik писал(а):Кстати какой у тебя размерчик колёс?
Давненько не был,извиняйте. Размерчик у нас скромный,215/65,радиус 16. Хотел поставить цмигим квиш-шетах 50/50,так панчермахер меня отговорил,говорит страшилище получится
Ответить