Сказка про русский Гелендваген

О каждой марке своя тема

Модераторы: Black, Boris Leibman, genkor

Lew
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 5:45
Откуда: lдер. Ивановское

Сказка про русский Гелендваген

Непрочитанное сообщение Lew »

Сказка про русский Гелендваген.


Итак, дорогие мои любители полноприводных машин, надо признать, хоть это и неловко, что многие из вас не только имеют весьма поверхностное представление о конструктивных параметрах, влияющих на проходимость автомобиля, но и не знают историю отечественного автостроения. И что самое печальное, околдованы чарами отдельных машин буржуйской конструкции.
Час поздний, на дворе уж темно, самое время рассказать вам сказочку. Запасайтесь терпением, сидите тихо и слушайте внимательно, чтобы ничего не пропустить и потом не переспрашивать. :)
В давнее время жила-была на свете огромная сказочная страна, называвшаяся загадочными буквами СССР. И вот в середине 80-х г.г. прошлого столетия Министерство обороны этой могучей страны, при имени которой бросало в нервную дрожь правителей государств по всему земному шару, утвердилось во мнении, что мол пора офицерам завязывать ездить на архаичных УАЗ-469, спроектированных аж в 1964 году. И дало оно приказ инженерам Ульяновского завода разработать новый армейский командирский автомобиль повышенной проходимости, не уступающий лучшим мировым аналогам. Денег в то время у Минобороны было валом, девать некуда, и они выделили инженерам столько средств, чтобы те ни в чем себе не отказывали и творили с развязанными руками.
Проект получил название ОКР «Вагон». Инженеры сконструировали множество опытных образцов, но все они военным по различным причинам не подошли.
И вот в 1990 г. за дело взялся конструктор Александр Петрович Щербаков. Для сравнительных испытаний были закуплены лучшие образцы иностранных полноприводных автомобилей: несколько моделей Роверов (Деф и Лэнд), Лэнд Круизер, американцы Блейзер и Бронко. Но Щербакову сразу приглянулся автомобиль австрийской фирмы «Steyr-Puch» G-460 (длиннобазовый вариант), известный ныне под именем «Гелендваген».
Его конструктивную схему и решили принять за основу нового советского автомобиля.
Но при ходовых испытаниях иномарок на слабых грунтах Гелик разочаровал конструкторов. Дорожный просвет у него был (по их мнению) ну совсем смешной, всего-то какие-то жалкие 220 мм. :D
Этот знаменитый покоритель австрийских полей на влажных русских суглинках быстро садился на мосты и ехать дальше отказывался наотрез.
Тогда советские инженеры решили исправить косяк австрийцев и для своего автомобиля спроектировали ведущие мосты с колесными редукторами внешнего зацепления шестерен. Это решение позволило обеспечить просвет под картерами мостов 330 мм, то есть на 110 мм больше, чем у австрийца.
В остальном по компоновке схеме подвески русский внедорожник был схож с Геликом, упругим элементом в ней также являлись витые пружины. Но советские инженеры и тут пошли дальше своих австрийских коллег, и сделали межосевой привод неотключаемый дифференциальный (военный G-460 имел принудительное подключение переднего моста без межосевого дифференциала), а для улучшения профильной проходимости все три дифференциала оснастили механизмами принудительной блокировки.
А чтобы внедорожник мог свободно форсировать водные преграды, воздухозаборник вывели на уровень крыши. В результате предельная глубина преодолеваемого автомобилем брода составила 1 метр.

Изображение

Мало того, Уазик вышел на 330 кг легче Гелика, следовательно, на одинаковых шинах обладал лучшей опорной проходимостью. При схожих габаритах он имел колесную базу на 150 мм меньше, чем австриец, что в совокупности с большими (чем у Гелика) углами въезда/съезда обеспечивало лучшую профильную (геометрическую) проходимость.
Прототипам присвоили индекс «3172» и приступили к испытаниям. Расчеты советских инженеров полностью оправдались: там, где иномарки вязли в слабых грунтах и никуда ехать не желали, Уазик шел легко, и при этом еще походя выдергивал из засады лучших представителей мирового автопрома.
Но, как известно, в технике ничто не дается даром.
Боковая устойчивость у 72-го была не очень, явно требовалось вводить в конструкцию стабилизаторы поперечной устойчивости. Но тут между конструкторами разгорелся спор. Общеизвестно, что стабилизатор ограничивает ходы подвески колес, следовательно ухудшает профильную проходимость. Посовещавшись, инженеры приняли промежуточное решение: стабилизатор поставили только спереди. Но это решение, как и любой компромисс, и устойчивость существенно не улучшило, и проходимость ухудшило. Им бы по-хорошему сделать два стабилизатора с автоматическим отключением, как на 61-м Патруле в задней оси, но в те годы такие решения еще не применялись, да и в наши дни тоже редкость.
Затем началась традиционная для завода борьба с качеством, машину долго доделывали, устраняя многочисленные детские болезни, но говорят, что в 1992 году эти великолепные внедорожники уже были полностью готовы к серийному производству, стояли на самом видном месте и при взгляде на них сердца рабочих Ульяновского автозавода наполняла гордость за очередную победу родного производства.
Но вдруг неожиданно для заводчан машины откатили на задний двор, а вскоре почти все автомобили были распроданы в частные руки. Автопроизводители по всему миру могли вздохнуть с облегчением: мировая премьера современного русского автомобиля повышенной проходимости, способного сильно потеснить одноклассников, так и не состоялась.
Видавшие виды пожилые заводчане лишь многозначительно переглядывались, покачивали головами, боязливо крестились (или соединяли ладони у груди) и поднимали глаза к небесам. Впрочем, на этот раз обошлось без колдовства.
Просто к тому времени деятели молодого российского правительства увлеклись дележом полученной нахаляву бывшей советской собственности, и вкладывать бюджетные деньги в автомобильное производство, поддерживая не личный, а государственный интерес, никто из них не хотел.
А Советская армия, разорванная в клочья и наспех поделенная между новыми странами, возникшими на пост советском пространстве, находилась в коматозном состоянии, и ей уже было не до машин…
В итоге этот великолепный автомобиль, имевший все шансы стать Уазом ХХI века, навсегда канул в Лету, уйдя вслед за сказочной страной, имя которой было СССР…
Вот такая сказка печальная вышла.

(Из статьи Л. Тюрина «УАЗ, который мы потеряли»)
Последний раз редактировалось Lew Пн май 09, 2011 18:18, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
genkor
Модератор
Сообщения: 16675
Зарегистрирован: Пн ноя 26, 2007 22:33
Откуда: Kiryat-Ono
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение genkor »

Жалко, машина выглядит интерестнее нынешнего Уаз Патриот.
If you work for a living, why do you kill yourself working?
stingrey
Сообщения: 3755
Зарегистрирован: Ср янв 23, 2008 21:48

Непрочитанное сообщение stingrey »

:crying:
Аватара пользователя
Соловей Разбойник
Сообщения: 3829
Зарегистрирован: Сб май 22, 2010 23:14
Откуда: КАЗАНЬ-ТЕЛЬ АВИВ

Непрочитанное сообщение Соловей Разбойник »

смесь гелика и дэфа
1.тойота хайлюкс 2016 ак барс
2.тойота хайлюкс 1995 шайтан машин
Аватара пользователя
espro333
Сообщения: 2274
Зарегистрирован: Чт апр 16, 2009 19:35

Непрочитанное сообщение espro333 »

ну и ладно не повезло с уазиками будем ездить на геликах :lol:
Ниссан Патрол y61.2006
FX-45.V8.
Аватара пользователя
Rey
Сообщения: 555
Зарегистрирован: Ср окт 13, 2010 0:16
Откуда: bat-yam, ISUZU TROOPER 3.0L
Контактная информация:

Непрочитанное сообщение Rey »

:thumbup:
Изображение
Даже если вас уже съели, у вас все равно есть два выхода...
reyland.co.il
Аватара пользователя
graf
Сообщения: 916
Зарегистрирован: Чт окт 14, 2010 18:17
Откуда: hOLON

Непрочитанное сообщение graf »

:thumbup:
Относись к машине так, как ты хотел бы что бы она относилась к тебе!
Аватара пользователя
Elyco
Сообщения: 789
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 21:31
Откуда: Moscow, Russia

Непрочитанное сообщение Elyco »

Что курил автор сего опуса?
Lew писал(а): Сказка про русский Гелендваген.
Lew писал(а):Для сравнительных испытаний были закуплены лучшие образцы иностранных полноприводных автомобилей: несколько моделей Роверов (Деф и Лэнд), Лэнд Круизер, американцы Блейзер и Бронко.
Это Блейзер-то лучший? И что должна означать фраза "несколько моделей Роверов (Деф и Лэнд)"?
Lew писал(а): Но Щербакову сразу приглянулся автомобиль австрийской фирмы «Steyr-Puch» G-460 (длиннобазовый вариант), известный ныне под именем «Гелендваген».
В те времена оригинальные мерсовские "Геландевагены" уже вовсю раскатывали по СССР. А про "Штайр-Вольф" слышали только специалисты.
Lew писал(а):Тогда советские инженеры решили исправить косяк австрийцев и для своего автомобиля спроектировали ведущие мосты с колесными редукторами внешнего зацепления шестерен.
Портальные ("военные") мосты были сконструированы ещё для 469-го...
Lew писал(а):Просто к тому времени деятели молодого российского правительства увлеклись дележом полученной нахаляву бывшей советской собственности, и вкладывать бюджетные деньги в автомобильное производство, поддерживая не личный, а государственный интерес, никто из них не хотел.
Ну, это вообще на поцтреотический высер похоже, а не на исторический факт.
Жизнь наладчика интересна, но, зачастую, непредсказуема...
MAZGAN2004

Непрочитанное сообщение MAZGAN2004 »

Elyco писал(а): Портальные ("военные") мосты были сконструированы ещё для 469-го...
Ты немного перепутал от 72-го порталы были с внешним зацеплением и дифами как на 66-м.
У меня на ГаЗ-69 стояли такие, снятые с 469-го побывавшем в Афгане,
но к ним надо была и КПП и РК так как вращение было в другую сторону.
Аватара пользователя
Elyco
Сообщения: 789
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 21:31
Откуда: Moscow, Russia

Непрочитанное сообщение Elyco »

MAZGAN2004 писал(а):Ты немного перепутал от 72-го порталы были с внешним зацеплением и дифами как на 66-м.
Да. Я уже потом сообразил, что ульяновцы "порталы" переделали для 72-го... :shuffle:
Жизнь наладчика интересна, но, зачастую, непредсказуема...
Lew
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 5:45
Откуда: lдер. Ивановское

Непрочитанное сообщение Lew »

Ну, это вообще на поцтреотический высер похоже, а не на исторический факт.
Не понял, шо это было? :o
Это желание самовыразиться или нечто иное?
И что должна означать фраза "несколько моделей Роверов (Деф и Лэнд)"?
Несколько - это когда больше одного, обычно словом "несколько" обозначают 2-3 предмета.
А конкретнее в испытаниях вместе 72-м участвовали три ровера: LR-90; LR-110 и Дискавери.
Аватара пользователя
Elyco
Сообщения: 789
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 21:31
Откуда: Moscow, Russia

Непрочитанное сообщение Elyco »

...моделей Роверов (Деф и Лэнд)
Простите, а Лэнд - это что за модель Ровера? :lol:
Жизнь наладчика интересна, но, зачастую, непредсказуема...
Lew
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 5:45
Откуда: lдер. Ивановское

Непрочитанное сообщение Lew »

Лэнд-Ровер как мне думается. Автор для упрощения написал "роверов", хотя точнее нужно было написать "несколько моделей Лэнд-Роверов (2 Дефендера и Дискавери".
Но кото хотел понять - тот понял :beer:
Фирма, выпускавшая в те годы эти алюминиевые тазы, называлась "Ровер Груп", а чуть позже "Ровер Карс".
stingrey
Сообщения: 3755
Зарегистрирован: Ср янв 23, 2008 21:48

Непрочитанное сообщение stingrey »

элико-не умничай :shuffle: :) лью-ПИШИ ЕЩЕ :thumbup:
Аватара пользователя
Elyco
Сообщения: 789
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 21:31
Откуда: Moscow, Russia

Непрочитанное сообщение Elyco »

Lew писал(а): Фирма, выпускавшая в те годы эти алюминиевые тазы, называлась "Ровер Груп", а чуть позже "Ровер Карс".
Фирма в те годы уже называлась "Ленд-Ровер". А "Ровер" был отдельной фирмой.
Жизнь наладчика интересна, но, зачастую, непредсказуема...
Аватара пользователя
Elyco
Сообщения: 789
Зарегистрирован: Пн ноя 12, 2007 21:31
Откуда: Moscow, Russia

Непрочитанное сообщение Elyco »

stingrey писал(а):элико-не умничай
Всё, больше не буду. :shuffle:
Жизнь наладчика интересна, но, зачастую, непредсказуема...
Ответить