АКПП и раскачка машины (небольшой обзор)

От названий местности до приёмов преодоления.
Вспомогательные устройства и их применения. Учимся сами, делимся опытом с другими.

Модераторы: Black, Boris Leibman, genkor

Аватара пользователя
Strannik
Основатель форума Сусанин
Сообщения: 27208
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 14:38

АКПП и раскачка машины (небольшой обзор)

Непрочитанное сообщение Strannik »

Для начала давайте определимся.
Причины создающие условия раскачки?
Причина одна-машина обездвижена, т.е. не может двигаться не в зад ни в перёд.

Где это может произойти - при движении машины на мягких (рыхлых) грунтах.

Что тако мягкий (рыхлый) грунт?
В нашем случае это грунт не выдерживающий давления колёс.

Какие грунты можно назвать мягкими (рыхлыми)?
Грязь, песок ну и снег, хотя снег всё же не грунт.
Правильней наверно будет сказать по мягкой (рыхлой) поверхности, но тогда не очень понятно будет.
Поэтому остановимся на грунтах.

Каким же образом происходит обездвиживание машины?

Мягкий (рыхлый) грунт не выдерживает давления колёс, а значит колёса проваливаются в него до тех пор, пока грунт не создаст необходимое сопротивление качению.
Только при таком условии мы можем продолжать движение.
В этих условиях часть грунта уходит под колёса, продолжая поддерживать движение, а часть грунта колесо толкает впереди себя образуя своего рода бугор ( бруствер).
При относительно ровном движении и других благоприятных условиях этот бруствер не будет расти и машин будет продвигаться вперёд (или назад).
Но если всё же он продолжает расти, то мы подойдём к ситуации, когда он вырастет до таких размеров, что колёса уже не смогут не толкнуть его впереди себя не переехать через него.
Т.е. машина остановилась.
Ничего страшного не произошло.
Откатываемся назад и меняя направление движения или взяв небольшой разгон с ходу проезжаем засадный участок.
А если не получилось отъехать?
Т.е. другими словами не в зад не в перёд. Что делать?
Ответ прост - качать.

А теперь давайте попробуем разобраться, что такое раскачка и действительно ли на автомате нельзя раскачать машину.

Раскачкой, как было сказано выше, называют приём приодоления бездорожья, используемый при приодалении тяжёлых участков с рыхлой поверхностью (грязь, песок, снег), когда машина обездвижена.
Раскачка предусматривает попеременное движение машины вперёд и назад.
А для чего?
Для того, чтоб увеличить длину образовавшейся калеи. Что в свою очередь позволит машине за счёт увеличения динамики движения преодалеть образовавшееся припятствие.

Так почему же бытует мнение, что на автомате нельзя раскачать машину?
Ведь на машинах с коробкой автомат тоже есть реверс.

Дело в том, что на машинах с ручной коробкой есть сцепление, при выжиме которой в мёртвой точке машина как бы "срывается" в противоположную сторону. Идёт откат. Складывается впечатление, что была мгновенно включена реверсивная передача, что в свою очередь добавляет машине инерцию и увеличивает амплитуду хода.
На самом деле идёт просто откат с отвоёванной позиции. И сила инерции этого отката не релевантна.
Да и передача будет включена когда машина уже будет внизу и никак иначе.

На самом же деле и на машине с коробкой автомат и на машине с простой коробкой мы проделываем один и тот же манёвр. И на машине с АКПП происходит тот же откат, только для этого нет необходимости ничего нажимать, достаточно сбросить ногу с педали газа.
Если и есть разница во времени совершения манёвра, то она не значительна и тем более большого значения не имеет.
Кстати АКПП в данном случае имеет приемущество. За счёт гидравлики, момент подаваемый на трансмисию регулируется, что не ведёт к резкому срыву колеса. И это приемущество позволяет дальше сдвинуть припятствие (стену грязи, снега) или же выскочить до срыва колеса в пробуксовку.
Понимаю, что регулировать подачу момента при наличие необходимого опыта можно педалью сцепления и на ручной коробке.
Но даже опытные ошибаются.
А такой одной ошибки порой будет достаточно, чтоб посадить машину на мосты.
А здесь уже раскачка не поможет и хорошо если рядом будет кто с тросом, а то не ровен час и за трактором в соседнее село ... .

P.S. Это не только моё личное мнение и не только мои знания и мой опыт. Это знания и опыт тех, с кем мне приходилось общаться, у кого мне приходилось учиться.
Допускаю, что ваши знания и опыт могут быть иными.
Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу куда идти
____________________________________________
LR Defender 110 TDI300
Lew
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 5:45
Откуда: lдер. Ивановское

Непрочитанное сообщение Lew »

Мягкий (рыхлый) грунт не выдерживает давления колёс, а значит колёса проваливаются в него до тех пор, пока грунт не создаст необходимое сопротивление качению.
Только при таком условии мы можем продолжать движение.
В этих условиях часть грунта уходит под колёса, продолжая поддерживать движение, а часть грунта колесо толкает впереди себя образуя своего рода бугор ( бруствер).
При относительно ровном движении и других благоприятных условиях этот бруствер не будет расти и машин будет продвигаться вперёд (или назад).
Но если всё же он продолжает расти, то мы подойдём к ситуации, когда он вырастет до таких размеров, что колёса уже не смогут не толкнуть его впереди себя не переехать через него.
Ув Странник открыл очередную учебную тему, поэтому считаю нужным сказать пару слов.
То, что колесо нагребло перед собой песчаный холмик, не есть причина застревания машины, это лишь следствие.
Начну от печки.

От мотора к колесу через трансмиссию подводится крутящий момент Мк, который через ступицу прилагается к шине, в результате шина в пятне контакта прилагает к дороге окружную силу Рок, которая направлена назад (толкает дорогу). В ответ от дороги к колесу и через него к раме прилагается реакционная (тангенциальная) сила, которая толкает машину вперед. Именно эту силу и называют силой тяги Т.
В соотв-ии с 3-м з-м уважаемого Ньютона Т не может быть выше по значению, чем сила сцепления колеса с дорогой Рсц, поэтому именно Рсц является самой важной силой, обеспечивающей движение внедорожника. Рсц есть произведение веса, приходящегося на колесо, и коэф-та сцепления колеса с дорогой Ксц.

Ксц в первую очередь зависит от вида грунта, во вторую – от конструкции протектора.

Грунты делятся на связные (в них присутствуют частицы глины) и несвязные (глины нет). Свойства связных и несвязных различны.
Как я понял, в Израиле в основном наличествуют несвязные грунты с различной плотностью, состоящие из камней и песка.

Если при взаимодействии шины с асфальтом или бетоном происходит деформация шины (а не поверхности), а при буксовании возникает отрыв частиц шины (а не асфальта), т.е. Рсц есть сила трения в чистом виде, то на песчаных грунтах процесс иной.
На них Рсц является сложносоставной, т.е. зависит от а) силы трения между шиной и частицами грунта, и б) силами зацепления частиц грунта между собой. Причем сила трения больше силы зацепления и при буксовании происходит деформация сдвига, т.е. сдвигаются не те частицы (камешки или песчинки), контактирующие непосредственно с шиной, а слои, располагающиеся ниже. Возможность движения задают силы зацепления частиц грунта между собой.

При качении колеса по грунту возникают следующие виды деформаций:
А) вертикальные перемещения (уплотнение грунта);
Б) боковые выпирания грунта в стороны;
В) смещение грунта в направлении движения.
В зависимости от типа грунта эти факторы могут проявляться в различной степени, например при движении по песку ярче проявляется «В», а по суглинкам «А» и «Б». Но наличествуют всегда все три.

Есть еще один фактор. Экспериментально установлено, что с ростом величины Мк, прилагаемого к ступице колеса, увеличивается глубина колеи. Также установлено, что чем выше скорость ав-ля на деформируемых грунтах, тем меньше глубина колеи, продавливаемая колесами, и как следствие, меньше сила сопротивления качению. Таким образом засадные места желательно преодолевать на большой скорости с минимальной тягой.

Теперь разберемся, что же произошло с внедорожником Странника, отчего он застрял?
Погадаю.

Мне думается, что вначале его жып двигался по каменистому грунту, затем начался песчаный грунт с твердой подосновой. Колеса начали вязнуть и толкать перед собой «валики» песка. Соответственно, возросла сила сопротивления качению. Но колеса раздвигали песок и цеплялись за более твердую подоснову. Затем слой песка стал глубже, сила сопротивления качению еще больше возросла и стала по значению выше, чем сила тяги, развиваемая колесами. Но двигаться машине некоторое время помогала сила инерции. Попутно пробуксовка колес, составляющая на бездорожье около 15-20% начала увеличиваться, что повлекло выброс грунта назад и еще большее увеличение глубины колеи. Затем сила инерции упала до 0, пробуксовка колес достигла 100% и машина встала.
Странник вышел из машины, и увидев перед передними колесами холмики песка, решил, что именно они (сволочи) и являются главной причиной остановки автомобиля (шутка).

P.S. Если машина завязнет так, что в контакт с грунтом вступят мосты или элементы подвески или выпуска, поступательное движение машины станет невозможным, т.к. практика показывает, что внед-к на соответствующей резине может поступательно двигаться по любому грунту (за исключением болот, мелкого песка или движения на подъем), пока к силам сопротивления движению не добавится сила, возникающая от т.н. «бульдозерного эффекта», т.е. сдвига грунта мостами и иными деталями снизу.
На самом же деле и на машине с коробкой автомат и на машине с простой коробкой мы проделываем один и тот же манёвр. И на машине с АКПП происходит тот же откат, только для этого нет необходимости ничего нажимать, достаточно сбросить ногу с педали газа.
Если и есть разница во времени совершения манёвра, то она не значительна и тем более большого значения не имеет.
Спорно, впрочем для этого вроде есть другая тема?
Аватара пользователя
Strannik
Основатель форума Сусанин
Сообщения: 27208
Зарегистрирован: Пн окт 22, 2007 14:38

Непрочитанное сообщение Strannik »

Lew писал(а):Спорно, впрочем для этого вроде есть другая тема?
Собственно если по теме, то можно, а верней даже нужно объясняться здесь.
Для этого она и была создана.

За дополнение спасибо :thumbup:
Нас невозможно сбить с пути - нам пофигу куда идти
____________________________________________
LR Defender 110 TDI300
Ответить