Какое масло лучше?

про моторы, коробки, мосты... и сердца. Или что у них есть ещё там?
Учиться никогда не поздно - теоретический раздел

Модераторы: Black, Boris Leibman, genkor

Lew
Сообщения: 333
Зарегистрирован: Чт сен 24, 2009 5:45
Откуда: lдер. Ивановское

Какое масло лучше?

Непрочитанное сообщение Lew »

Согласно сложившейся традиции выкладываю на форуме статью, написанную мной совершенно случайно. Возможно, что написанное в ней многим не понравится, но уж картинки никого не оставят равнодушным, ручаюсь.


Если вы ставите перед собой цель хорошо изучить какой-либо достаточно сложный предмет – напишите о нем статью.
Е.А. Чудаков.

Не делайте из еды культа…
О. Бендер

Какое масло лучше?

На эту тему в интернете можно обнаружить великое множество не понятно кем написанных статей. В них вам приведут массу различных сведений и надают целую кучу порой взаимно противоречивых советов. Словом, сделают все возможное, чтобы окончательно заморочить вам голову и побудить купить совершенно не требующееся вашему мотору очередное раскручиваемое масло. По сути практически все статьи данной тематики являются скрытой рекламой и написаны они при прямом или косвенном содействии производителей или продавцов масел.
Любое моторное масло состоит из двух основных составляющих: а) базы (базового масла); б) присадок, изменяющих свойства базы или придающей ей новые свойства.
В зависимости от используемой базы все современные моторные масла можно условно разделить на 2 группы:
1) минеральные – изготовленные на базе масел, в основном получаемые путем переработки нефти (в том числе базовые масла с высоким индексом вязкости, полученные по технологии каталитического гидрокрекинга – «полусинтетика»);
2) синтетические - изготовленные на базе масел, получаемых не из нефти, а путем химического синтеза различных веществ. В основном это ПАО – полиальфаолефины, либо эстеровые масла.
Затем в полученную базу вводится некоторое количество различных присадок, улучшающих её собственные свойства. Причем имеется определенная сложность: не все присадки совместимы меж собой, и порой разработчику приходится решать какими из них «пожертвовать» в угоду другим, или по иному: оценить какое свойство масла, улучшаемое присадкой, более важное для двигателя, а какое менее важное, то есть принять определенный компромисс.
По всему миру различные оил-клубы проводят многочисленные «исследования», пытаясь выяснить какое же масло на самом деле (а не со слов рекламы) лучше всего подходит для двигателя, лучше защищает его от износа. При этом большинство масловедов выхватывают какие-то частности, упуская из вида целое. И результаты их «анализов» обычно не находят практического применения, ибо являются некой частностью, отдельно взятым необъективным результатом, в лучшем случае лишь позволяющим выдвинуть весьма гадательное предположение, но не способным послужить основой для построения даже простейшей научно обоснованной версии о влиянии того или иного масла на темп изнашивания двигателя.
В этом вечном дилетантском споре «какое лучше» никогда не родится истина, так как спорящие индивидуумы стоят на разных позициях – каждый из них по-своему понимает значение слова «лучше», поэтому в пылу полемики они не слышат друг друга, следовательно никогда не найдут истину и не придут к взаимному согласию.
В такой общей постановке вопрос не может иметь однозначного ответа, поскольку для какого-то n-го мотора лучшим будет только то масло, которое обеспечит выполнение конкретных задач, поставленных перед транспортным средством, где установлен данный мотор.
Например, на заре автомобилизма в двигателях гоночных автомобилей использовалось касторовое масло.

Изображение

Обладая повышенной маслянистостью, оно предохраняло трущиеся поверхности от задиров и заеданий в условиях полужидкостного и граничного трения, что нередко возникает при больших переменных нагрузках. Но ресурс работы такого масла был относительно мал, поэтому в обычных автомобилях его не применяли.
Затем его вытеснили специализированные минеральные масла с присадками, имеющие меньшую маслянистость, но зато большую (чем у касторового) высокотемпературную вязкость и большую стойкость к окислению, а значит обладающие значительно большим ресурсом.

Изображение

Но это вовсе не означает, что масла, специально разработанные для автоспорта обеспечат больший ресурс мотора вашего авто по сравнению с маслом, рекомендуемым производителем. Обычно в «спортивных» маслах добавлено большое количество противоизносных и антизадирных присадок, и малое количество моющих и депрессаторов. А, как известно, частицы металлов, содержащиеся в противоизносной присадке, сами в свою очередь увеличивают темп изнашивания деталей, поскольку являются абразивом. Но данная негативная особенность не актуальна для мотора, рассчитанного на одну гонку, здесь имеет больший приоритет задача предотвратить риск заедания поршней при перегреве и задир вкладышей при перегрузке, для чего и вводятся в масло металлосодержащие присадки.
Но для обычного легкового автомотора, особенно при эксплуатации в мегаполисе в зимний период (частые холодные пуски; частые короткие поездки; редкая работа на режимах близких к максимальной мощности) гораздо важнее наличие большого количества моющее-диспергирующих и антиокислительных присадок, и малое количество противоизностных.
Для жителей северных регионов приобретает приоритет наличие большого содержания депрессаторов, либо наличие базы, позволяющей маслу при низких температурах оставаться маловязким. Например, масла марок 0w-20 и 0w-30 самый идеальный вариант для «полярников».
Для жителей южных регионов наоборот важно наличие в масле загустителей – присадок, препятствующих снижению вязкости при нагреве масла. И для них применение масел с «нулем» не имеет особого практического смысла.
А к маслу, применяемому в магистральных тягачах, предъявляется особое требование – обеспечение большого ресурса работы без замены (как правило около 100 тыс. км. пробега).
Из вышеизложенного становится понятным, что «лучшим» можно условно назвать некое конкретное масло, которое наилучшим образом сможет удовлетворить все порой достаточно противоречивые требования, которые выдвигают эксплуатационные особенности какого-то отдельно взятого автомобиля.
Иными словами лучшим будет то масло, которое наилучшим образом подойдет для мотора вашего автомобиля при конкретных условиях эксплуатации (при этом для другого оно может явиться худшим). И эта «лучшесть» вовсе не определяется ценой или «брендовостью» масла. Любое приобретаемое вами масло вне зависимости от его стоимости и бренда всегда являет собой определенный компромисс, в той или иной степени удовлетворяющий многочисленные и порой взаимно противоречивые требования, которые предъявляет к маслу двигатель вашего автомобиля.
Например, какому-нибудь деревенскому арабу с Ближнего Востока вовсе не обязательно заливать в ушатанный двигатель своего древнего пикапа синтетическое масло «Формула 1», или модное нынче энергосберегающее 0w-20.

Изображение

Никакой пользы от данного решения он не получит. И наилучшим выбором в его случае станет покупка какого-нибудь дешевого масла типа 20W без второй цифры в индексе, о существовании которого вы даже не подозреваете. И для этого араба данное простейшее масло будет самым удачным компромиссом из всех возможных.
Как уже ранее упоминалось создать множество разновидностей марок масел для различных эксплуатационных условий автомобилей (и типов двигателей) разработчикам помогает выбор базы масла и подбор вводимых в нее присадок.
Отсюда становится понятным, что этот вечный вопрос «что залить в мотор?» при желании разрешается достаточно просто: проанализируйте в каких условиях работает двигатель вашего авто, и исходя из результата определите какие наиболее важные задачи должно решать масло в этих условиях. Итоговые выводы помогут вам:
а) понять какая база масла предпочтительнее («синтетика»; «полусинтетика» либо «минералка») – приоритет по базе;
б) наличие каких присадок в базе наиболее важно (приоритет по присадкам).
И далее вам останется лишь найти результаты лабораторных исследований предлагаемых масел, и внимательно изучив выявленные показатели, подобрать для себя наиболее подходящее.
При этом важно понимать, что в маслах с большим количеством присадок имеется и обратная сторона медали: при их попадании в камеру сгорания образуется повышенное количество зольных отложений. Откладываясь на деталях, эти отложения ухудшают теплоотвод, что может привести к оплавлению, растрескиванию и обгоранию поршней и выпускных клапанов. К тому же частички золы иногда обладают высокой твердостью и являются абразивом. Так что не стоит увлекаться погоней за большим количеством присадок.
Выбор базы масла (синтетика либо минералка) главным образом обусловлен двумя факторами: 1) температурой внешней среды (синтетические масла в меньшей степени увеличивают вязкость при снижении температуры, что облегчает пуск мотора в мороз и снижает его пусковой износ); 2) планируемым ресурсом работы масла (как правило, у «синтетики» ресурс выше, оно стареет медленнее). Производители уверяют, что эстеровые масла по сравнению с маслами ПАО обладают большей прочностью масляной пленки, особенно в режиме граничного трения. Но насколько эта особенность продлит ресурс вашего двигателя (и продлит ли вообще) никем доподлинно не установлено.
Ну а те, кто не делает из масла фетиш или не хочет загружать свою голову дополнительными проблемами (которых и без того хватает) просто покупают первое попавшееся под руку масло с вязкостью рекомендуемой производителем. И чаще всего от подобного решения их двигатели в плане количества км пробега до капремонта получают тот же самый результат, что и двигатель какого-нибудь маслознатока, сутками лопатящего инет в поисках статей о маслах, и делающего свой выбор на основании содержащихся в них рекомендаций. Ибо марка масла есть всего лишь один из многочисленных факторов, влияющих на ресурс ДВС.
И еще очень важно понимать, что хорошо сконструированный мотор обычно не очень требователен к качеству масла. Но если в нем имеется некая конструктивная слабина, то применение специального (например, содержащего большую концентрацию антизадирной присадки) масла поможет предотвратить поломку или в крайнем случае значительно отсрочить ее возникновение.
Также не следует забывать, что залитое в двигатель масло подвержено старению (масло загрязняется, срабатываются присадки). И порой отработавшее в тяжелых (для работы масла) условиях какая-нибудь дорогостоящая «синтетика» с определенного момента будет намного хуже защищать детали от износа и образования отложений, чем какая-нибудь не дорогостоящая «минералка», отработавшая в двигателе точно такой же машины такое же количество км пробега, но в более легких (для масла) условиях, например в загородном цикле.
Отсюда возникает вывод, что правильный выбор срока замены масла в зависимости от условий эксплуатации автомобиля порой гораздо важнее выбора марки масла или его бренда. В этом случае может помочь проведение анализа отработавшего масла: по результатам станет понятно, не слишком ли большой (или наоборот малый) интервал работы масла (по пробегу машины от ТО до ТО) принят владельцем автомобиля.
Другой пример: если двигатель авто работает в легких (для мотора) условиях – в основном на средних и малых нагрузках без частых и интенсивных разгонов, то не имеет ни малейшего смысла (и даже вредно) применять в нем масла, содержащие большое количество противоизносных присадок.
Отдельно хочу высказать свое частное мнение о «фирменных» маслах, выпускаемых под теми же брендами, что и автомобили.
С одной стороны, таким способом производитель старается минимизировать риск поломки мотора из-за некачественного масла (подделки), приобретаемого клиентом неизвестно где и привозимого им на СТО. С другой стороны, несомненно, что это способствует получению дополнительной прибыли, ибо как правило «фирменные» масла стоят дороже, чем точно такие же, но выпускаемые под брендом производителя масел. С «третей» стороны, возможно, что производитель авто, зная о какой-то слабине того или иного двигателя, совместно с производителем масла разработал какое-то специализированное масло, предотвращающее возникновение поломки мотора в гарантийный период. С «четвертой» стороны не все рекомендации производителя непременно обусловлены желанием продлить ресурс двигателя. Например, причина применения масла 0w-20 обусловлена борьбой за экологию, а не борьбой за долговечность.
Поэтому давать советы использовать или не использовать «фирменное» масло достаточно сложно – слишком мало данных, позволяющих прийти к объективным выводам. А уж рекомендовать владельцу какое масло лучше всего подойдет для его двигателя без знания всех особенностей эксплуатации его автомобиля есть чистой воды шарлатанство, или по крайней мере слишком примитивный подход к поставленной задаче.
Хотел вкратце набросать свое видение данного вопроса, а в итоге получилось что-то на подобии технической статьи на 4 листа.
А раз так, то правила хорошего тона требуют в конце поставить подпись, чтобы у читателя была возможность адресно ругнуть автора за допущенные неточности.
Надеюсь, что изложенное поможет читателю иными глазами взглянуть на достаточно непростую задачу правильного подбора масла. Или наоборот – достаточно простую, смотря с какой позиции смотреть на данный вопрос.


Лев Тюрин

Новогорск, октябрь 2014
Изображение
Аватара пользователя
Phobos
Сообщения: 8278
Зарегистрирован: Чт дек 02, 2010 21:14
Откуда: Gan Yavne

Непрочитанное сообщение Phobos »

Во многом поучительная статья. :thumbup:
De omnibus dubitandum.
2. ......загрузка данных.....
1. "Venator" -class "CV-J Destroyer" (Trooper 3.0 TDI) продан
Аватара пользователя
db
Сообщения: 1876
Зарегистрирован: Ср янв 13, 2010 19:56
Откуда: Центр

Непрочитанное сообщение db »

Как всегда, :thumbup:
Аватара пользователя
Phobos
Сообщения: 8278
Зарегистрирован: Чт дек 02, 2010 21:14
Откуда: Gan Yavne

Непрочитанное сообщение Phobos »

Хочу выделить, на мой взгляд, один из важных обзацев данной статьи:
Lew писал(а):Ну а те, кто не делает из масла фетиш или не хочет загружать свою голову дополнительными проблемами (которых и без того хватает) просто покупают первое попавшееся под руку масло с вязкостью рекомендуемой производителем. И чаще всего от подобного решения их двигатели в плане количества км пробега до капремонта получают тот же самый результат, что и двигатель какого-нибудь маслознатока, сутками лопатящего инет в поисках статей о маслах, и делающего свой выбор на основании содержащихся в них рекомендаций.
К вышесказанному, можно добавить, так же что, износ масла (период замены) в большей степени зависит от степени и скорости окисления масла в процессе работы (щелочное число), вред наносимый пониженным щелочным числом масла куда более разрушителен чем, скажем, деактивация присадок. Причиной повышения кислотности масла является качество топлива (содержание серы).
В принципе, определить степень износа масла (проследить снижение щелочного числа) можно с помощью метода тетрирования, практически любая производственная хим.лаборатория может быстро сделать такой анализ.
По долгу службы имею доступ к лаборатории пищевого предприятия, и в качестве эксперемента уже более 10 лет иногда тестирую моторное масло.
По накопленному опыту:
- Двигатель Zetec SE (Форд), масло 5W30, рекомендуемая смена масла 15000. При пробеге до 90 тыс. окисление происходило на 14-ой, 15-ок тысяче. После 100 тыс. процес немного ускорился, масло окислялось на 9-10 тыс.

- Двигатель 4JX1 (Исузу), масло 5W40, рекомендуемая смена масла 10000. Два замера при пробеге после 260 тыс показали что масло приобретает кислотные свойства уже на 7-ой тысяче.
De omnibus dubitandum.
2. ......загрузка данных.....
1. "Venator" -class "CV-J Destroyer" (Trooper 3.0 TDI) продан
Ответить